К сожалению, каждый из нас оказывался в ситуации, когда, купив товар, приходится его возвращать: он не подошел по каким-либо критериям, или оказался некачественным. В подобных случаях очень часто о взаимопонимании с продавцом не может быть и речи. Что же делать? Давайте разберемся, когда покупатель может отстоять свои права.
Оказывается многое можно вернуть
Начнем с того, что любой некачественный товар, это касается и пищевых продуктов, покупатель вправе вернуть в магазин и потребовать замену или возврат денег. Для пищевых продуктов отсутствие чека не основание для отказа, так как подтверждением того, что вы купили товар у этого продавца зачастую можно использовать упаковку, ярлыки продавца и прочее. Только в таких случаях необходимо действовать оперативно.
Непродовольственный товар, который не подошёл вам по фасону, форме, размеру, расцветке или другим критериям, вы можете обменять на аналогичный в течение 14 дней со дня покупки. Но следует помнить, что возвращая товар, необходимо учитывать и следующие условия:
- товар не использовался;
- товар обладает всеми заявленными потребительскими свойствами;
- на товаре сохранены пломбы, фабричные ярлыки;
- товар не включен в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену или возврату, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь
- наличие товарного чека.
Однако есть и такие товары, которые без дефектов вернуть продавцу нельзя. Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, которые не подлежат возврату, достаточно широк и утвержден Правительством Республики Беларусь (смотри Здесь).
В случае если аналогичный товар имеет разницу в стоимости, будет произведён перерасчет. А если ваша покупка – эксклюзив, т.е. в единичном экземпляре, либо на день обращения аналог отсутствует, вы можете возвратить покупку и получить за неё уплаченную сумму.
Продавец обязан незамедлительно заменить товар ненадлежащего качества, а если требуется произвести экспертизу – в течение 14 дней со дня предъявления требования.
Если в течение двух месяцев с момента обращения по поводу замены некачественного товара, у продавца товар данной модели отсутствует, то продавец обязан заменить товар на аналогичный другой модели.
Если продавец взял некачественный товар на ремонт, то в течение 14 дней недостатки (неполадки) в товаре должны быть устранены. Нарушение этого срока обязывает продавца выплатить неустойку, которая равна 1% стоимости товара (услуги, работы) за каждый день просрочки.
Если Вы выбираете товар...
Многие покупатели, выбирая какой-либо товар, не располагают специальными знаниями о свойствах и характеристиках. Если такая информация о товаре отсутствует, мы вправе потребовать возмещения уплаченной суммы. Все этикетки, маркировки и инструкции по использованию реализуемые товары в Республике Беларусь должны быть на русском или белорусском языках. Поэтому, если вы купили пылесос с инструкцией на китайском языке, дома перевели и выяснили, что в нём нет интересующих вас функций, то смело идите в магазин и требуйте возврата денег.
На товарах, у которых потребительские свойства ухудшаются со временем (лекарства, косметические средства, продовольственные товары и др.), должны стоять дата изготовления, срок годности или реализации.
Дорогостоящие товары
Сейчас в магазинах можно встретить дорогостоящие (их стоимость в 400 и более раз превышает размер базовой величины) товары с незначительными дефектами, на них продавец снижает цену и об этом покупатель осведомлён.
Также при выявлении неисправностей товара купленного без дефектов во время гарантийного обслуживания можно потребовать ремонта, замены или возврата денег.
Но что же делать с дорогостоящими или технически сложными товарами, которые внесены в специальный перечень? Замена их возможна только тогда, если будут обнаружены существенные недостатки (т. е. такие, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после устранения, или неустранимы в принципе).
По закону продавец обязан принять у покупателя некачественный товар, при необходимости за свой счёт провести экспертизу, в письменной форме известить покупателя о времени и месте проведения проверки, так как покупатель может лично или через представителя принять участие в экспертизе, а, если понадобиться, ее заключение оспорить в суде.
Если в течение гарантийного срока вы заметили неполадки в купленном товаре и не успели обратиться, можете идти к продавцам даже после истечения гарантийных сроков (как правило, коротких). Если обнаруженные недостатки будут признаны производственными дефектами или будет выявлено, что они возникли ещё до покупки, закон будет на вашей стороне.