Что это такое и почему к нему такое внимание? Дети дошкольного возраста должны научиться правильно соотносить звуки и буквы. Казалось бы, азбука давно пройдена и картинка Арбуз прочно ассоциируется с буквой А. А как насчет обратной логики? Почему вы диктуете «День», а ребенок пишет «Тень»? С проблемами фонематического слуха могут столкнуться не только дети дошкольного возраста, но и школьники по мере увеличения нагрузок и скорости письма.
Ребенок со слабым развитием фонематического слуха просто не распознает акустические признаки звуков: глухой – звонкий, твердый – мягкий и тд. И вырастает цепочка проблем: не правильно слышит, не правильно распознает, не правильно пишет. И, следовательно, не правильно произносит. Так может проявиться дислексия и дисграфия. Испугались? Этого можно избежать, если вовремя начать заниматься с ребенком.
Дети дошкольного возраста обожают играть. Поиграйте с пользой в Звуки. Попросите ребенка повторять та-ти, та-та, та-ту. Меняйте согласные. Добавляйте пары (звонкие-глухие, шипящие-свистящие), добавляйте цепочки слогов. Поиграйте в слова с заменой одного звука (луг-лук), ребенок должен услышать разницу и увидеть ее (желательно на картинке, так ему будет легче запомнить).
Ваш ребенок подвижен? Отлично! Предложите ему подпрыгивать, хлопать в ладоши или стучать по столу столько раз, сколько слогов в слове. Начинайте с простого и увеличивайте количество слогов. Например: сын, па-па, де-душ-ка, те-ле-ви-зор, раз-вле-ка-тель-ный. Пусть для начала будут очевидные и знакомые понятия или предметы. Измените условия: хлопнуть в ладоши нужно только, когда слышишь определенный звук. Например, отрабатываем звук Д. Д уб (один хлопок), суп (не хлопаем) д едушка (два хлопка), велосипед (один хлопок), самокат (не хлопаем).
Можно играть в цепочки слов. Вы, наверняка, знаете игру в города, когда новый город начинается на последнюю букву предыдущего. Адаптируйте игру для детей дошкольного возраста. Называйте сначала любое слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего. Затем делите на темы (например, при подготовке к школе УроК-КарандаШ-ШколА-АзбукаА- и тд.).
Помните, что развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста очень индивидуально. Если вы убедились, в том, что ваш вундеркинд четко различает звуки и готов их правильно писать, но при этом не четко произносит, логопед вам поможет «поставить» звук за несколько занятий. Но если вы сами убедились, что проблема есть и что самостоятельно не справляетесь, не откладывайте визит к логопеду-дефектологу.
В центре раннего развития «Вундеркинд» уверены, каждый ребенок уникален. Вместе мы сможем развивать эту уникальность.