Паззлы – хорошая развивающая и развлекающая игра для ребенка. Необходимо при подборе картинок учесть возраст детей, интересы, суметь объединить сюжет паззлов с тем, что актуально в развитии. Собирая разрезанные картинки, ребенок совершенствует психические процессы: целостность и избирательность восприятия, распределение и концентрацию внимания, мыслительные процессы. В процессе сборки картинок, дети учатся действовать последовательно, аккуратно, тренируют усидчивость и умение доводить начатое до конца, развивают мелкую моторику пальцев рук.
Кроме того родители часто озадачиваются вопросом «Куда пойти с детьми». Ведь так хочется, чтобы дети полноценно росли и развивались, но развлечения для детей настолько разнообразны, что порой сложно сделать выбор. KidsVisitor - самый большой справочник для родителей поможет вам выбрать мероприятия для совместного времяпрепровождения с детьми легко и быстро.
Первые паззлы знакомят малыша с самой идеей составных картинок, учат вынимать и ставить на место нужный фрагмент, при этом знакомят с первыми словами и образами, занимают малыша. С того момента, как ребенок уже может устойчиво сидеть, ему нравится рассматривать картинки, он может сосредоточиться достаточное время для того, чтобы с помощью взрослого достать картинку, можно начинать знакомство с паззлами. Они должны быть крупными, из плотного материала, удобно выниматься, хорошо чиститься. К изображениям предъявляют высокие требования: они должны содержать целое или крупную часть изображения, рисунок насыщенных, естественных цветов, содержание паззлов отражает близкие для малыша предметы и явления. Хорошо подойдут изображения животных, фруктов, предметов быта, игрушек.
После того, как ребенок поймет суть складывания картинок, ему предлагают паззлы из двух, четырех и шести частей последовательно. К этим паззлам все те же требования: крупные, твердые, удобные выемки. Сначала собираются простые изображения, затем присоединяют сюжетные картинки. Сюжет должен быть доступен для понимания ребенка и отражать то, что происходит в его жизни. Например, можно собирать паззлы с сюжетами знакомых сказок: «Колобок», «Теремок». Или отражать события из жизни ребенка: игра, умывание, прогулка. А можно идти за увлечениями малыша: машинки, куклы. Хорошо, когда они обучают сенсорным эталонам: больше - меньше, цвет, форма.
К трем годам малышам доступны простые сюжеты, возможности восприятия, усидчивость возрастают. Количество деталей в паззлах должно возрастать постепенно, идти за желанием ребенка. Сюжеты отражают знакомые мультфильмы и сказки. Кроме обычного развлечения, подключите дидактическую (обучающую) задачу в игру с картинками. Можно подобрать паззлы с обобщающими понятиями, сюжетами из жизни (попросите составить рассказ, это развивает связную речь ребенка). Стоит избегать картинок с тонкой игрой цвета, имеющих размытые, неточные контуры или наоборот – яркие, перенасыщенные цвета. Это плохо отразится на зрении, перевозбудит впечатлительного ребенка.
При организации игр с паззлами есть важные моменты, которые сделают ее безопасной, комфортной, увлекающей и развивающей.
- Не давайте маленьким детям паззлы, которые можно целиком засунуть в рот, нос или уши.
- Следите за содержанием паззлов: избегайте агрессивных, непонятных, пугающих образов.
- Паззлы требуют длительного зрительного сосредоточения, поэтому место для их сбора должно быть хорошо освещенным и удобным. Хорошо, когда ребенок сидит за детским столом, но и игра на полу не принесет вреда, если освещение нормальное, а малыш выбрал правильную позу.
- Поверхность для сбора должна быть ровной, иначе ребенок будет только нервничать, ведь моторика у малыша еще несовершенна.
- Подберите удобную коробочку для деталей, зачастую та, в которой продают паззлы, непригодна. Нужно, чтобы части не выпадали, а найти их было легко.