Первое знакомство со сказкой у нас происходит в самом раннем детстве. Мы ещё не умеем разговаривать, делаем свои первые неловкие шаги, а сказка уже с нами. Она сопровождает нас на протяжении всего детства и остаётся с нами на всю жизнь. Но главная особенность сказки в том, что она нужна не только для радости и удовольствия, но и для воспитания, образования и развития ребёнка.
Со сказки как раз и начинается знакомство ребёнка с окружающим миром, человеческими взаимоотношениями. Благодаря сказке он познаёт своё место, обретает первые представления, что такое добро и зло, дружба и предательство, отвага и трусость. Только в сказках в доступной форме истолковывается, что такое хорошо и что такое плохо, формируются моральные и социальные ценности. Без приукрашивания можно сказать, что, когда мы читаем сказки малышу, то, перво-наперво, мы воспитываем сердце, прикасаемся человеческим благородством к потаенным уголкам детской души. Родители зачастую недооценивают воспитательную и развивающую роль сказок и забывают, что сказка – старинная народная мудрость.
Все знают, что сказка всегда чему-то учит. Сказка побуждает в ребёнке плач и смех, переживание и надежду – малыш начинает чувствовать. Сказка поможет ребёнку стать уверенным, терпеливым, научит слушать и слышать окружающих, принимать двойственность и многообразие мира. Сказочные персонажи преподают урок нравственности, учат прекрасным человеческим качествам, но делают это без скучных нравоучений, а просто показывают, что может случиться, если человек поступает нехорошо, не по совести.
Но такой результат возможен в том случае, если ребёнок заинтригован и увлечён, поэтому следует выбирать сказки, подходящие по возрасту.
Первый год жизни – период, когда самое большое значение для развития мышления малыша – материнский фольклор: колыбельные песни, пестушки, потешки, стихи, которые призывают к играм с разными предметами, к движению, развитию и осмысливанию им собственного тела, его положения в пространстве.
Между годом и двумя у детей развивается умение сохранять в памяти личные бытовые действия с предметами и простые поступки сказочных персонажей. Это возраст, когда малышам по душе бытовые сказки о животных, так как они сходны с ребёнком эмоционально по мировосприятию.
Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность детей образно представлять в уме, придумывать и сочинять. Так как воображение малыша в этом возрасте еще не имеет определённых границ, важно начинать читать волшебные сказки с незамысловатым сюжетом, когда, вследствие последовательно развивающихся событий наступает счастливый конец. Понимание сказки должно благоприятствовать повышению у ребёнка решительности и уверенности в себе, в своём будущем, а не пугать его.
Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых захватывает ребёнка, возбуждает его любопытность, развивает умственные способности, помогает познать самого себя, свои желания и чувства. То есть сказка должна затрагивать все стороны личности ребёнка: мышление, воображение, эмоции, поведение.
Вы должны понимать, какую сказку нужно читать ребёнку и в какое время. Важно брать во внимание не только возраст малыша, но и его эмоциональное состояние в данный момент.