Как правильно помогать ребенку учить уроки? Советчиков много, а толк не всегда в этом есть. Часто родитель не обладает необходимыми «методическими» навыками, да и, честно говоря, не должен - для этого есть учитель. Кроме того, все мы разные: по темпераменту (и дети наши тоже), по стилю общения с детьми, по базовым умениям ребенка (быть усидчивым, понимать инструкцию, ориентироваться в тетради и задании). Поэтому обобщенные советы по этому поводу чаще всего не помогают ни родителю, ни ребенку. И тогда отчаявшийся взрослый поступает следующим образом: делает за сына или дочку всю работу, не в силах терпеть непонимание или нежелание ребенка делать уроки, или опускает руки – будь, что будет, учись сам.
Как же помочь совместной работе родителя и ученика?
Вот с этого и начнем: это совместная работа. Это не картина «надсмотрщик и раб». Итак, выполнив все стандартные гигиенические требования: не учить уроки сразу после школы, организовать правильное учебное место, чередовать тяжелые и легкие задания, давать ребенку перерывы и даже перекусы, приступаем к основному – делаем процесс обучения приятным для обеих сторон.
Для начала, разберитесь с мотивацией: для чего учить уроки необходимо. «Нужно учить уроки, потому что нужно учить уроки» - не годится. Присмотритесь к своему ребенку – что для него важно. Для одного – поощрение учителя (это вообще свойственно детям начальных классов), для другого – одобрение сверстников (а это важно подросткам). А возможно, важно выделится среди других, получить ваше восхищение и поощрение, а может, это просто возможность снизить общую тревожность ребенка в классе: «если ты будешь хорошо знать урок, тебе не придется волноваться, и ты хорошо ответишь классе». А вот «Десять рублей за десятку» - это не мотив. Между прочим, родитель тоже должен быть мотивирован, а не воспринимать домашние задания как тяжелую родительскую ношу.
Далее, определим возможность ребенка самостоятельно работать над уроками. Это вообще то, к чему стремится разумный родитель – когда уроки контролируются только на стадии результата. Это сделать и легко и трудно. С одной стороны легко, так как вы знаете своего ребенка лучше всех. С другой стороны, родители часто недооценивают или переоценивают возможности своих детей, особенно в области самостоятельности. Вариант первый: поинтересоваться у учителя о возможностях ребенка. Поиграть «в уроки» - дать пробные задания и в игровой непринужденной обстановке выяснить насколько ваш ребенок сосредотачивается, как аккуратно работает в тетради, добивается поставленной цели, способен к самоанализу. Тесты для родителей. Еще вариант – вначале учить все вместе, выяснить, какие предметы легче даются ребенку, с них и начинать приучение к самостоятельности.
А вообще главный принцип: постепенность и дозированность. То есть, вы не сразу бросаете ребенка в море науки, а время от времени отплываете, а затем плывете рядом. На примере: напиши вот эту строчку, а я сейчас приду и проверю. А затем: сделай все задание и принеси на проверку. Ну и так далее.
Ну и напоследок несколько советов. Не переписывайте сто раз одно и то же задание, и тем более не наказывайте таким образом ребенка. Сами не бойтесь плохих отметок за домашнее задание и не пугайте ими ребенка. Если совсем закисли над уроками, сделайте перерыв. Если видите, что ребенок вас не понимает, может не он пропащий, а вы не можете ему что-то донести. Найдите помощника в лице папы, бабушка, дедушки или тети.