Альфред Адлер - известный австрийский психолог и психиатр, является автором интересной концепции, согласно которой особенности характера ребенка и его индивидуальный стиль жизни во многом зависят от очередности его рождения в семье.
Альфред Адлер говорил о том, что отношение ребенка к его позиции в семье во многом определяет стиль его жизни. Иными словами, у ребенка может сформироваться любой стиль жизни, тем не менее очередность также имеет большое значение.
Так, самый старший ребенок находится в завидном положении: он купается в любви и внимании родителей. Так происходит до тех пор, пока не появляется второй ребенок. По словам А. Адлера, старший ребенок чувствует себя в этой ситуации как монарх, которого лишили его трона. С этого момента ему приходится бороться за внимание родителей. Когда на первенца не обращают внимания, он формирует стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьем-либо одобрении. Таким образом, старший ребенок часто вырастает склонным к лидерству и власти. По словам А. Адлера, первенец достаточно консервативен и впоследствии становится хранителем семейных установок и моральных стандартов. Зарубежные исследователи выдвигают предположение о том, что первый ребенок превосходит последующих по интеллектуальным способностям.
Единственный ребенок: позиция единственного ребенка в семье, по словам А.Адлера, характеризуется уникальностью, ведь у него нет ни братьев, ни сестер, и ему не приходится бороться за внимание и любовь родителей. Также ему не с кем взаимодействовать в рамках семьи, что впоследствии может грозить трудностями в отношении со сверстниками. С одной стороны обласканный и любимый всеми единственный ребенок обладает большей эмоциональной устойчивостью (из-за отсутствия конкуренции), но, с другой стороны, - любовь родителей и прародителей может характеризоваться нервозностью из-за страха болезней и возможности потерять горячо любимого ребенка, это откладывает отпечаток на личность единственного ребенка. Гиперопека со стороны взрослых порождает у ребенка страхи. Единственный ребенок зачастую вырастает зависимым и эгоцентричным.
Второй ребенок (средний): второго ребенка опережает старший и подгоняет младший, таким образом, он оказывается в одном из самых маловыгодных положений. Ему приходится преодолевать много трудностей, чтобы выделиться на фоне остальных детей. Второй ребенок часто вырастет честолюбивым и склонным к соперничеству, стремящимся доказать, что он лучший среди братьев или сестер. Таким образом, второй (или средний) ребенок ориентирован на достижения.
Позиция самого младшего ребенка, по мнению А. Адлера, также характеризуется уникальностью: он никогда не был лишен «трона» и сопутствующих привилегий, он - любимец семьи. Как правило, он купается в любви родителей и старших братьев и сестер. Однако, если семья имеет ограниченные финансовые возможности, младшему ребенку по большей части приходится пользоваться вещами старших детей, таким образом, у него очень мало личных вещей. Плюс ко всему, старшие дети имеют больше прав и возможностей в семье в соответсвии со своим возрастом, в результате младший ребенок переживает чувство неполноценности и зависимости от окружающих. Как следствие - высокая мотивация превзойти старших детей.
В заключение стоит отметить, что данная теория подходит для семей, где дети принадлежат к одному полу и разница в их возрасте составляет не более 6-7 лет. В противном случае особенности детей приближаются к характеристикам единственного ребенка.